Сеть   магазинов   автозапчастей       Всё для автомобилей европейского, азиатского и американского производства в наличии и на заказ


FAIL (the browser should render some flash content, not this).
 
 

Меняйте шины вовремя!


     Многие владельцы не забивают себе голову вопросами сезонности резины и круглый год катаются на универсальной «всесезонке». Конечно, каждый «сам себе режиссер», но стоит помнить, что ничего по-настоящему универсального в технике создать невозможно — это всегда компромисс. Универсальная резина по комплексу своих характеристик летом уступает летней резине, а зимой — зимней. Летние автошины из-за специальных добавок в состав резиновой смеси на жаре не «плывут», меньше изнашиваются. Зимние на морозе не «дубеют», остаются эластичными к ударам. Ниже –7 градусов универсальная резина по своим сцепным свойствам начинает приближаться к пластику. Какие пикантные нюансы в технике вождения при этом могут возникнуть, понятно любому сколь-нибудь oпытному «драйверу». А вот какие шины — с шипами или без — лучше для зимы, общепринятого мнения не существует. И у той и у другой шины есть как преимущества, так и недостатки. Главное достоинство нешипованной шины — хорошие показатели сцепления в условиях сухого асфальта и на снегу. Но эти шины имеют существенный недостаток. На голом льду на фоне «шиповок» они выглядят довольно бледно. Зато на чистом асфальте шипы иной раз могут сработать, как коньки на льду. В зимнем городе периоды тотального обледенения дорог наблюдаются довольно редко. С другой стороны, никто не даст гарантии, что именно в такой момент вы не попадете в аварийную ситуацию по вине своих колес. Поэтому в некоторых Скандинавских странах запрещено ездить зимой на нешипованной резине. Но если уж «ставить шипы», то на все колеса сразу. Полумеры типа «шиповки» только спереди или только сзади — провокация ДТП. На переднеприводном автомобиле шипованные шины на передней оси улучшают проходимость и облегчают трогание с места. Но на скользкой дороге при притормаживании и даже при резком сбросе газа автомобиль начнет разворачивать «кормой» вперед — шипованная резина будет тормозить эффективнее, чем установленная сзади нешипованная. Это особенно опасно при поворотах, даже плавных. На заднеприводном автомобиле при установке зимних шипованных шин на ведущую ось тоже решаются проблемы с проходимостью и троганием с места. При торможении машина не склонна к развороту. Однако она будет плохо тормозить на скользкой дороге. Дело в том, что при торможении нагрузка на заднюю ось уменьшается. Поэтому шипованные шины, стоящие на ней, на качество торможения влияют сравнительно слабо.
     Покрышки, предназначенные для зимней езды, как правило, обладают не мелким рисунком протектора. «Шашечки» и канавки (по сравнению с летней резиной) выражены гораздо четче, причем глубина последних может достигать 10 мм. Боковинам «шашечек» присущ сложный рельеф. Производители делают это для улучшения сцепных свойств колеса. Вообще все элементы рисунка покрышки максимально приспособлены для сцепления с обледеневшей дорогой: каждая грань по отношению к ее поверхности должна образовывать ступенчатую острую грань. Этими кромками резина и цепляется за микронеровности дорожного покрытия, которые есть даже на зеркальном с виду льду. Именно по этой причине зимние шины чаще, чем летние, бывают направленными, то есть их свойства кардинально зависят от направления вращения. Чем более разветвлен рисунок протектора и соответственно больше деформируемых прорезей в пятне контакта колеса с дорогой, тем лучше его сцепление с ней. Огромную роль в улучшении «зимних» свойств покрышки играет сорт резины. Зимняя шина должна быть мягкой. Более мягкое колесо не становится каменным на морозе и «липнет» к дороге. У мягкости есть только один минус — ускоренный износ. По сравнению с «летними» собратьями «зимние» живут процентов на тридцать меньше. Дело тут не только в мягком материале, но и в более агрессивном рисунке протектора, из-за которого резина «стачивается» о дорогу в ускоренном режиме.
     Для подавляющего большинства водителей помимо диаметра диска основным критерием при выборе новой резины является ширина колеса. Ее увеличение наращивает площадь пятна контакта с дорогой. Это улучшает характеристики торможения и разгона, особенно у автомобилей с мощным двигателем. Машина лучше проходит повороты на большой скорости. Чем шире шина, тем она дороже, хотя бы уже потому, что на ее производство пошло больше резины. Увеличение веса резины заметно увеличивает расход топлива, особенно у малолитражных авто. Кроме того, чем шире резина, тем больше она подвержена эффекту аквапланирования, когда машина теряет управление при вкатывании в лужу или в снежную кашу.


 

Как экономить не надо

   
Есть четыре популярных у нас способа экономии, которые надо немедленно признать некорректными и запретить под страхом лишения прав управления любыми транспортными средствами, кроме велосипеда.
   

Способ 1.

Езда зимой на летних шинах
Никаких комментариев. Такие люди подвергают опасности не только себя, но и окружающих. Я искренне желаю, чтобы когда они все-таки улетят с дороги, во-первых, остались живы и здоровы, а во-вторых, не зацепили других, ни в чем не виноватых участников движения.
   

Способ 2. Использование всесезонной резины


Господа, всесезонной резины не бывает! Она бывает летняя и зимняя, отличия не только в рисунке протектора (что тоже немаловажно), но и в составе резиновой смеси — зимняя резина мягче, благодаря чему сохраняет эластичность на морозе, что способствует лучшему сцеплению с дорогой. Летом по этой причине зимние колеса быстро изнашиваются, а на сухом асфальте в теплую погоду проигрывают летним по всем параметрам. Всесезонная резина — всего лишь попытка компромисса, но все-таки по снегу лучше ходить на лыжах, а не в ластах.
То, что иностранные производители называют всесезонкой, можно использовать при положительной температуре, и для Европы с ее мягкой зимой и чистыми улицами это будет корректно. А вот из каких соображений исходят отечественные производители, называя резину всесезонной, мне не очень понятно — кроме как обманом трудящихся это не назовешь, учитывая разброс температур в 60 градусов в течение года.
        Финансовый аспект: в неком усредненном случае два комплекта всесезонки прослужат меньше, чем комплект зимней и комплект летней резины по причине более интенсивного износа. Как правило, всесезонная резина имеет большее сопротивление качению, чем летняя, увеличивая расход топлива на 2-5% (посчитайте, сколько это для вашей машины, вполне может оказаться, что суммы, набежавшей за сезон, хватит на комплект шин!).
           Кузовной аспект: всесезонная резина в неком усредненном случае обеспечивает худшее сцепление с дорогой, чем летняя летом и зимняя зимой.
   

Способ 3. Бывшая в употреблении резина (тут всё совсем плохо).


           Финансовый аспект: даже хорошо сохранившаяся б/у резина вряд ли прослужит дольше одного сезона, а значит, если она стоит дороже 1/3 цены новой, покупать ее особого смысла нет - по деньгам получается то же самое с потерей качества и необходимостью каждый год покупать очередной комплект.
   

Способ 4. Покупка лишь двух зимних шин


Все колеса должны быть зимними. В электронных конференциях не первый сезон идет спор, на какую ось надо ставить зимние шины, если на четыре колеса не хватает денег.
На машинах с постоянным полным приводом все четыре колеса должны быть одинаковыми, иначе начинает интенсивно изнашиваться трансмиссия, а это уже совсем другие деньги.
Для остальных вариантов не так много и против всех есть достаточно веские аргументы.:
а) на переднюю ось - при торможении при наличии малейшего бокового ускорения (то есть при повороте) можно неожиданно устроить поворот на неизвестное заранее количество градусов. Хорошо, если по пути не встретятся столбы и другие автомобили.
б) на заднюю - при торможении от 70 до 80%% эффективности обеспечивает передняя ось. На скользкой дороге тормозной путь и так не маленький, не стоит увеличивать его дополнительно летними сликами впереди. Второй аргумент еще более веский, как известно, срыв передней оси в боковое скольжение страшнее срыва задней, поскольку справиться с ним гораздо сложнее.
в) на ведущую - если автомобиль переднеприводный, см а), усугубленный невозможностью управлять задней осью изменением тяги, как на заднеприводных машинах, не считая ручника, эффективность которого тоже околонулевая в такой ситуации. Если автомобиль заднеприводный, см б)
г) на ведомую - в зависимости от привода см а) или б). И добавьте невозможность нормально разгоняться и тормозить двигателем.
Что же делать, если денег на четыре колеса не хватает? Займите, продайте что-нибудь ненужное или поставьте машину на прикол, дешевле выйдет. В крайнем случае, если денег нет и не предвидится, а необходимость ездить - вопрос жизни и смерти, обязательно проконсультируйтесь со специалистом (дядя Вася из соседнего гаража таковым почти наверняка не является), что можно сделать в вашем конкретном случае.
С неправильными способами экономии все. А теперь:

 

Правильные способы экономии


    Считаем, что вы уже определились с кругом моделей или даже с конкретной моделью шины. Если нет, не беда, об этом ниже.
   

Способ 1. Игра с размером


Шины одной модели, но разных, пусть даже очень похожих, размеров, могут сильно отличаться в цене. Первым делом ознакомьтесь с рекомендациями производителя вашей машины относительно допустимых размеров шин. Сильно отступать от этих рекомендаций не стоит, но и слепо следовать им тоже — производители зачастую рекомендуют ставить разные шины на почти одинаковые модели, исходя, например, из того, что одна из них более скоростная, чем другая.
Понимать надписи на шинах совершенно необходимо для грамотной экономии и понимания написанного ниже. Что касается цветных меток на шинах, смысл их в следующем. Кружок на боковине означает, что монтировать шину на колесо надо таким образом, чтобы этот кружок оказался около ниппеля (соска) для упрощения и улучшения балансировки. Кстати, знание сего факта — неплохая проверка на вшивость персонала шиномонтажа, услугами которого вы пользуетесь.
Цветные метки на протекторе нужны только и исключительно для упрощения поиска нужной размерности на большом складе, где бывает сложно отличить шины похожей размерности. Принципы нанесения меток у производителей разные, а для конечного потребителя они совершенно бесполезны.
Бракованные шины, в Россию не попадают, а скорей всего, они вообще не выходят за ворота производства в товарных количествах. На шинах, которые не являются браком, но эксплуатировать которые с некоторыми ограничениями можно, вы не найдете название производителя, оно срезано.
Посадочный диаметр. Чем он меньше, тем дешевле. Почему? Да просто вот такая маркетинговая политика у производителей. Реально у больших шин не настолько выше себестоимость, на сколько дороже их продают.
Контраргумент: меньший посадочный диаметр придется компенсировать более высоким профилем, чтобы не изменился внешний диаметр, а это отрицательно скажется на управляемости. Сильно ли? Скорей всего, вы этого вообще не заметите, если не участвуете в гонках, а для езды по глубокому снегу приспущенная высокопрофильная шина даже предпочтительней — посмотрите на внедорожники, вы когда-нибудь видели на них низкопрофильные шины?
Бесконечно уменьшать диаметр не получится, есть некий минимальный для конкретного автомобиля. Дело не в массе машины или чем-то еще, а в физических размерах колесного тормозного механизма (тормозной диск + суппорт).
Редко, но бывает и такая ситуация: штатные диски, например, 15 дюймов, однако на машину невозможно поставить 15-дюймовые диски сторонних производителей, а вот 16 дюймов — пожалуйста. Поэтому при покупке шин и дисков не поленитесь выяснить, не является ли ваша модель вот такой нестандартной. Профиль.
Зимой желательно ставить колеса повыше, чтобы не цеплять брюхом за малейшие неровности, однако, слишком высокие ставить нельзя, поскольку шины не должны задевать другие детали автомобиля, будь то крыло, лонжерон или любая другая деталь. Шина должна касаться только колесного диска при любых положениях руля и подвески. Что касается ширины, чем она меньше, тем лучше зимой на скользкой дороге, особенно это актуально при езде по снежному покрытию любой толщины, от едва припорошенного снегом дорожного полотна до прокладывания колеи по снежной целине. Теоретически слишком узкая резина тоже плоха, но практически либо резины такой ширины просто не бывает, либо у нее будет категорически недостаточный внешний диаметр.
Таким образом, выбор размерности — это компромисс, когда мы пытаемся подобрать шины с наименьшим посадочным диаметром, профиль подбираем поуже и повыше, следим, чтобы шина не оказалась ниже или намного выше, чем рекомендованная производителем и не цеплялась за элементы конструкции. Затем смотрим на богатство выбора шин разных размерностей и принимаем решение.
   

Способ 2. Индекс скорости


Многие производители предлагают одну и ту же модель с разными индексами скорости и, соответственно, по разным ценам. Чем выше индекс скорости, тем дороже шина. Таким образом, оцените скорость, выше которой вы не будете ездить, и смело берите шины с меньшим индексом скорости.
Еще один тонкий момент. Означает ли, что если у шины индекс скорости N, ее немедленно разорвет в клочья при разгоне до 141 км/ч? Разумеется, нет. Кратковременно можно немного превышать допустимую скорость без какого бы то ни было ущерба для шины. Важно только понимать, что кратковременно — это только один обгон, например, а немного — это 10-15 км/ч, а не получасовая езда с превышением допустимой скорости на 40 км/ч — тут никто ничего не гарантирует. Кроме того, индекс скорости сам по себе ничего не значит, реальное значение максимально допустимой скорости зависит от фактической нагрузки на шину, которая, как правило, ниже максимально допустимой.
   

Способ 3. Нужны ли шипы


Во многих странах езда на шипованных шинах просто запрещена. Если вы собираетесь в такую страну на машине, этот вопрос для вас неактуален.
Шипы хороши к месту. Они помогают на льду, это действительно так, только вот шиповать можно лишь те колеса, для которых эту операцию предусмотрел производитель, в противном случае эффективность шипов будет близка в нулю, а то и отрицательной, вселяя в водителя ложную уверенность.
На льду шипы при прочих равных условиях однозначно полезны. В то же время, на асфальте ошипованная резина обеспечивает несколько худшее сцепление с дорогой по сравнению с такой же без шипов.
Таким образом, оцените, качество уборки вашего двора, частоту выездов за город, а также толщину ледяного покрова дорог вашего города. Если вы чаще, чем раз в неделю оказываетесь на льду, имеет смысл поставить шиповку, в противном случае можно отказаться от шипов и сэкономить на этом.
   

Выбор производителя и модели


Самый сложный вопрос. Если все вышесказанное можно как-то формализовать, свести к формулам и поручить выбор компьютеру, то тяжесть выбора производителя и модели резины целиком ложится на человека.
Производитель. Отечественные шины, увы, выпадают из рассмотрения по причине нестабильного качества. Лучше всего остановить выбор на именитых иностранных брендах, таких как Bridgestone, Gislaved, Nokian, Pirelli, продукция которых хорошо зарекомендовала себя не только за рубежом, но и в наших тяжелых условиях.
Дочерние производства. Существует мнение, что, например, Firestone, являясь дочерним предприятием Bridgestone, производит то же самое, того же качества, но по более низкой цене. На самом деле, у дочерних компаний свой собственный ассортимент, а качество, как правило, ниже. Оно все равно достаточно высокое, но знак равентва между Firestone и Bridgestone ставить нельзя.
Рисунок протектора. Его выбор зависит от условий эксплуатации. Если вам постоянно приходится преодолевать сугробы, нужна резина с крупными шашками, а если в вашем дворе регулярно убирают снег, подойдет модель с менее агрессивным протектором. Скругленная боковина меньше шумит, зато с ней легче познакомиться с заносом, а вот нарезанные на мелкие ламельки шашки хороши в любом случае, обратите на них внимание — это тоже одно из важных отличий зимней резины от летней. В любом случае, если вы чувствуете, что не понимаете разницы между различными моделями и затрудняетесь в выборе, проконсультируйтесь с человеком, которому доверяете, во-первых, и который хорошо разбирается в данном вопросе (как мы помним, дядя Вася из соседнего гаража, хоть и рассуждает уверенно обо всем на свете, скорей всего в резине разбирается плохо), во-вторых.
Модельный год. Новая модель всегда дороже старых. Но не стоит приобретать модели снятые с производства — будет целая проблема приобрести одну-две шины, если ваши в результате какого-нибудь форс-мажора выйдут из строя.